Я бы хотел написать пост, где обратить внимание на такое явление в биологии (и медицине), для которого есть специальный термин 'сложность' (complexity).
Когда человек взрослеет, получает образование, он начинает заменять свою детскую упрощенную картину мира на более сложную. Так как наш мир очень сложный, то невозможно уместить все знания в одной голове, поэтому есть так называемое разделение труда, не только в разных областях деятельности и жизни людей, но и разделение труда в науке, где есть области, под-области и под-под-области и т.д.
Теперь представим какого-нибудь крупного ученого или профессора университета который специализируется, скажем, на изучении мозга человека или бактериологии. Уровень его интеллекта довольно существенно выше среднестатистического человека. Он провел лет 10-15 учась в высших учебных заведениях. Затем лет 10-20 ставил опыты в лаборатории, где собирал полученные данные, анализировал их на компьютере, проверяя и перепроверяя факты, попутно набираясь в это время опыта и дообучаясь тем вещам, которые еще не успел изучить в университете. Иногда он писал научные статьи, где описывал прогресс который делается в его области и лично им и его коллегами. Иногда он выступал с популярной речью перед группой людей, делясь с ними своими идеями и открытиями, слушая что они думают по этому поводу, внимательно слушая их критику если такая есть, и пытаясь понять где ошибка - в его картине мира и понимании или слушателя? Иногда когда он просыпался и шел чистить зубы, он уже начинал думать над проблемой над которой работал последние пять лет, о том как можно посмотреть на это под новым углом, по новому. Иногда после работы он встречался с друзьями-коллегами, и в неформальной компании, за кружкой пива они обсуждали свою жизнь в науке. Думали как изменилось понимание мира и в особенности в их области за последние 50 лет, за последние 10 лет. Обменивались опытом, идеями; спорили, шутили, размышляли.
1. Мозговая часть.
Теперь возьмем одного такого ученого, который специализируется на мозге, из сотни других его коллег по всему миру, которые работают в этой же области. Пусть это будет в нашем случае португальский нейробиолог Антонио Дамасио. В настоящий момент, с его точки зрения мозг работает таким образом.
(Но это упрощенная схема. (Не только на этом изображении, но и на изображениях ниже) Все намного сложнее, но важно продемонстрировать лишь некоторые аспекты. Если изобразить больше деталей, изображение станет слишком сложным для понимания читателя и тем самым значительно потеряет свою ценность)
2. Генетическая часть.
Вот два изображения показывающих понимание двух разных групп ученых, которые работают в области молекулярной клеточной биологии. На изображениях показаны механизмы генетической регуляции внутри клетки.
3. Гормональная часть.
Вот показаны два механизма внутренней работы некоторых клеток человека, к примеру эндокринных желез, благодаря которому они способны принимать сигналы из вне в виде биохимических молекул, и запускать определенные информационно-биохимические процессы в себе. Клетки эндокринных желез выделяют в кровь человека гормоны, но не по единому стандарту и шаблону, а реагируя на изменения в человеке, и постоянно перестраивая свою собственную биохимическую структуру.
4. Микробиом
Микробиомом называют всех тех бактерий что живут внутри человека и на человеке.
Вы это 'Сообщество'.
По приблизительным оценкам, с среднем тело человека состоит из 10 триллионов клеток его собственного тела и 100 триллионов бактерий живущих внутри вас (в кишечнике, во рту) и на вас. В кишечнике их около 5000-35000 разных видов, во рту их около 300-500 видов и на коже их около 120 видов.
5. Чакры
Ко всему этому к пониманию природы человека, сложность добавляет еще наличие у человека чакр. Хотелось бы также выложить изображения механизмов их работы, где показаны разные их аспекты. Но к сожалению о них ничего не известно, во всяком случае наверняка. Научный взгляд на мир, заложил еще Аристотель 2300 лет назад, написав работы например в области физики, биологии, медицины. С тех пор, многие другие выдающиеся личности внесли большой вклад в эти области, и современные ученые начинают уже не с нуля и как говорится, стоят на плечах гигантов. В научной области сделан очень большой прогресс. А в понимании чакр ничего не изменилось со времен первого их упоминания мистиками индусами живущими приблизительно в то же время что и Аристотель. Множество людей о чакрах ничего не слышали. А те кто слышали ничего не знают. А те кто знают - лишь думают что знают. Если кто-то даже и вправду что-то знает - то таких людей очень мало, и их знания ограничиваются знанием лишь абсолютно базовых фактов.
Мои личные предположения:
1. Как физическое тело состоит из клеток, так и энергетическое тело и чакры тоже состоят из энергетических клеток.
2. Как в физическом теле живут бактерии, так и в энергетическом теле и в чакрах живут энергетические бактерии.
Популярные, но бессмысленные объяснения, рассчитанные на необразованность и наивность читателя, у которого отсутствует навык критического мышления, в стиле:
Раскрыв сердечную чакру вы познаете Вселенскую Любовь.
Раскрыв самую нижнюю чакру вы будете твердо стоять на земле и будете успешны в финансовых вопросах.
для меня звучат также странно, как было бы придя к врачу, услышать от него следующие инструкции:
Посадив мозг на шпагат у вас произойдет алхимическое слияние логики и интуиции.
Научившись жонглировать кишечником вам не понадобится больше мыть тарелки.
И смотрите, не перепутайте.
Когда вирус попадает в тело человека, он проникает внутрь клетки, заменяет генетическую программу клетки на свою, в итоге клетка внутри себя начинает производить множественные детали вируса, вместо синтезирования своих собственных деталей, и по прошествии некоторого инкубационного периода для вируса, в клетке собираются множественные копии вируса (я не знаю точные цифры, может быть сотни копий) в итоге клетка не чинится, не обновляет себя, разрушается, распадается на части. Копии вируса выпадают и начинают находиться в теле человека, некоторые из-за двигательной активности человека, его внутренней циркуляции и т.д. попадают на другие клетки человека и затем внутрь этих клеток и процесс повторяется сначала. Роль иммунной системы распознать вирус как инородный объект представляющий опасность для организма и уничтожить его. Но вирус тоже "хочет" продолжить свою деятельность по производству копий самого себя (слово 'хочет' в кавычках, потому что вирус не живой) и у него есть даже стратегия. Когда вы чихаете, это его работа. Вы выбрасываете копии вируса из своего тела и он "надеется" что другие люди подышат этим воздухом, он попадет внутрь их и начнете свою разрушительную деятельности уже в других людях.
(А знаете кстати почему человек зевает? Я недавно прослушал лекцию по антропологии и эволюции Станислава Дробышевского, и его объяснение такое: миллионы лет назад, когда еще не было обезьян, млекопитающих и даже динозавров, в водах уже водились рыбы. Эти рыбы наши далекие предки. И вот бывало что в мутной воде у них жабры забивались илом и песком, и в мозг начинало поступать не достаточно кислорода. Тогда рыба пошире разевали глотку, песок выпадал и рыба могла опять нормально дышать. И этот инстинкт передался нам людям. Теперь когда у нас в мозге не достаточно кислорода, мозг думает что мы все еще та же самая рыба, и нам тоже нужно пошире разинуть рот, и тогда у нас песок выпадет из жабр и кислород снова начнет поступать нормально в мозг.)
Смысл жизни с точки зрения религии, может быть например познать замысел Творца и приблизиться к нему. С точки зрения философии, может быть например понять что такое дружба, справедливость и красота в человеке и в мире. А с точки зрения научно-биологической, смысл жизни в том, чтобы продолжить эту самую жизнь. Например у нас мозг чтобы он учился и помогал человеку выживать. А также контролировал и регулировал жизненную деятельность всего организма. Иммунная система нас защищает от вредных видов микробов, вирусов, грибка которые уже проникли в человека и злокачественных появлений в самом организме. Кожа - это первый уровень защиты человека, от проникновения внутрь человека чего-либо и кого-либо. Ноги и руки нам нужны чтобы они помогали нам жить и выживать. И глаза и нос тоже. И дышит человек и ест пищу и пьет воду чтобы продолжать жить. И все сложные биохимические реакции что происходят внутри биологической клетки, происходят с целью чтобы клетка продолжала жить. Люди многоклеточные организмы, и в нашем теле есть тоже разделение труда. На физиологическом - у нас разные внутренние органы. И на клеточном тоже - например мозг состоит из разных типов клеток, и некоторые ученые уже даже стали использовать классификацию, основанную на некоторых принципах, где некоторые типы клеток мозга разделяют уже на десятки под-типов.
Вероятно, когда вы медитируете, у вас происходят какие-то изменения в первой части - в мозге.
Затем это вероятно приводит к каким-то изменениям в третей части - в гормональной, в четвертой - микробиоме, в пятой - в чакрах.
С одной стороны, зная насколько сложно устроен организм человека, а также что каждый организм человека по своему уникален, и имея очень мало информации о вас от вас, думаю в настоящий момент это экстремально сложно сказать кому-либо из людей что-либо наверняка о самих тех процессах что происходят с вами. Но с другой стороны, если руководствоваться биологическим принципом что смысл жизни в том чтобы продолжать жить, и разумеется не болеть с медицинской точки зрения, ясно что ваша медитация приносит вам пользу.
Это очень хорошо что вы обнаружили что ваша медитация влияет положительно, в лучшую сторону на ваше здоровье. Если благодаря ней вы меньше болеете, у вас усиливается иммунитет и симптомы гриппа проходят значительно быстрее, значит вы движетесь в верном направлении. Это хорошее достижение с точки зрения медицины. Но нужно хотя бы некоторое представление, как сложно устроен организм человек, насколько там много всяких процессов, чтобы оценить ваше достижение. Если это перевести с языка медицины менее понятного простым людям на язык кинематографа, на язык зрелищ, то это могло выглядеть например так:
представьте что миллионы лет назад, под деревом сидят обезьяны - далекие предки человека. Сидят значит, спокойно жуют бананы, и тут вдруг одна из них встает и делает двойное сальто назад. Впечатляет, не правда ли?
Сто лет назад, об образованном человеке имеющим большие познания в своей области, можно было услышать как кто-нибудь говорит уважительно: "Он ходячая энциклопедия."
Вероятно, в наше время, на смену 'ходячим энциклопедиям' должны прийти 'ходячие Интернеты'.
Ходячий Интернет сразу в двух смыслах. Во-первых, современные люди больше читают и пользуются Интернет-сайтами чем книгами, посещают множественные сайты и поэтому больше помнят то что написано на сайтах и форумах. Во-вторых, мозг человека это огромная нейронная сеть, и обучаясь в ней происходят множественные изменения. Сначала некоторые нейробиологи, ученые которые специализируются на изучении мозга, стали смотреть на мозг как на нейронную сеть. Но эта нейронная сеть очень большая, поэтому почему бы не смотреть на мозг, как на Интернет?
Вы это 'Ходячий Интернет'.
Чем отличается тренированный 'Ходячий Интернет' или мозг другими словами от нетренированного?
Поставим мысленный эксперимент. Представьте что летел самолет над джунглями, и одни из пассажиров была семья с месячным ребенком. Но случилась беда и каким-то совершенно непонятным образом, ребенок случайно выпал из самолета, и что еще более странно, об этом все заметили лишь когда самолет уже прилетел в место назначения. Ребенок совершенно не пострадал при падении, но к несчастью для ребенка, рядом не оказалось человеколюбивых обезьян, которые воспитали ребенка. И что еще хуже, ребенок после падения, проползя несколько метров, провалился в глубокую яму, где кроме него больше никого не было. Но не забываем, что это только мысленный эксперимент, поэтому для нашего удобства мы сделаем допущение что ребенку не нужно заботиться о базовых потребностях таких как пища и вода. Его жизни ничто не угрожает. Прошло двадцать лет после этого события, и группа экологов, исследователей тропических растений, случайно обнаружила эту яму, нашли этого уже выросшего бедного молодого человека, который все эти годы пробыл в этой самой яме и доставили его в цивилизованный мир, где совсем вскоре его семья узнала об этом и радостные родители немедленно приехали к нему и провели неделю с ним. Еще одна странность, что родители лишь сейчас решили дать имя своему ребенку, и назвали его Далсам. Но затем, по согласию с родителями было решено вызвать группу ученых антропологов, которые проведут некоторые несложные исследования этого уникального человека. Ученые приехали, и начав свои исследования, обнаружили следующие: Далсам не способен ходить. Но этого они и не ожидали от него. Далсам не способен стоять и держать свое тело в равновесии. Этого они тоже не ждали от него. Может быть Далсам будет способен ходить на четырех конечностях как горилла или ползать на четвереньках? Но и этого Далсам не может. Ему решили первый раз в его жизни дать поесть, и это была тарелка с супом, и когда ему дали ложку и показали как ее правильно держать и как ей пользоваться, это ощущалось столь неестественно для него, что ложка постоянно выпадала у него из пальцев (Добавлю от себя и про себя, что когда впервые начинаешь серьезно изучать иностранный язык, его грамматику, правила, структуру и пытаться думать на нем, выработать в себе чувство языка, то он ощущается столь неестественным, столь непривычным, столь странным, что сперва задумываешься, как иностранцы вообще могут говорить и думать на таком неудобном языке?!). Затем один из ученых продемонстрировал Далсаму как он развязывает и завязывает шнурки у себя на обуви. Далсам не знал ни одного слова, поэтому ученые подумали, может быть например Далсам выразит что он думает по поводу увиденного, каким-нибудь другим способом? Например если у Далсама расширятся глаза и немного приоткроется рот, это может например значить что Далсам удивлен и впечатлен увиденным, ведь завязывать шнурки это намного сложнее чем скажем держать ложку правильно. Наверняка это произведет впечатление на Далсама. Но к разочарованию ученых, на лице Далсама читалось лишь безразличие, и ученые подумали, вероятно Далсам ничего не думает по поводу увиденного, и вряд ли понимает что происходит перед ним. В общем этот тип тестов, показал антропологам что такая простая вещь для взрослого человека, как сходить в магазин, туда и обратно, или скажем прогуляться по парку - это вовсе не такое простое явление как может показаться на первый взгляд.
Затем ученые стали думать что еще можно изучить в Далсаме. В романе двенадцать стульев словарь Эллочки-людоедки составлял 30 слов, но она умела ими выражать свои мысли. Но Далсам не знает ни одного слова, и не может выразить ни одной мысли. Ученые подумали, что обладая словарным запасом, и умея им пользоваться, это открывает большие возможности для учебы. Можно например обучить и протестировать мышление ребенка в детском саду, сказав допустим следующее: Земля это планета, и она круглая и луна это тоже планета. Как ты думаешь, какая луна по форме? Если ребенок уж слишком долго думает, и ничего не говорит, можно дать подсказку, сказав: все планеты имеют одинаковую форму, что же ты думаешь теперь, какой является луна по форме?
В общем и без тестов было ясно, что без знания языка, Далсам не способен воспользоваться благами современного общества. Например, написать в поисковике такой запрос: как приготовить блины, - это для Далсама из области невозможного.
Понятно было что без знания языка и цифр в математике Далсам тоже не сможет ничего. Например не сможет сосчитать от 1 до 10.
Или скажем 2x2=4 - эта мысль слишком абстрактна, слишком сложна для его понимания.
Ученые завершили свои тесты, а Далсам был возвращен к родным. Родили Далсама задумались, что будет дальше с ним? Мы же опять вспомним, что это все только наш мысленный эксперимент, поэтому снова для нашего удобства сделаем допущение, в мире в котором живет Далсам чудеса время от времени случаются. Перед родителями Далсама неожиданно появилась добрая фея. И объяснила им, что не стоит волноваться, она фея знает как помочь т.к. работа мозга и восстановление его способностей к обучению - это как раз то, чем она занимается. И в правду, все случилось как фея и говорила. Через неделю Далсам произнес свое первое слово: "Мама", когда его мама зашла утром в его комнату проведать его. Через месяц, Далсам уже научился ходить и прогуливался с семьей в парке, неся с собой несколько томиков книг и наслаждаясь чтением шедевров мировой литературы, свободно читая Шекспира по-английски, Пушкина по-русски, и Омара Хайяма по-персидски. Говорят, через полгода, Далсам поехал на Олимпийские игры, участвовать в соревнованиях по прыжкам на батуте. И как он сказал, без золота возвращаться он не намерен.
В школе вы изучили множество вещей, упрощенно это выглядело так: Например что Земля вращается вокруг Солнца а не наоборот, это один факт. Что Земля и Солнце круглые - это другой факт. Что Земля вращается вокруг своей оси, - это факт. Что солнца это звезда - это тоже факт. Что есть звезды больше чем солнце, а есть звезды меньше чем солнце - это тоже факт. Солнце называется именно солнцем - это тоже факт. Солнце находится на большОм расстоянии от Земли - это факт. Земля очень маленькая в размере по сравнению с Солнцем - это факт. Звезды которые мы видим ночью в небе - на самом деле не маленькие, а большие как и Солнце, просто находятся на очень-очень большом расстоянии от Земли - это факт.
Закончив школу, и проучившись 9 лет (или может 11 лет) в вашем багаже знаний находится множество фактов. Как я уже говорил это конечно очень упрощенная картина обучения и никто не считал точное количество, но допустим что закончив школу вы знаете 200 тысяч разных фактов. И они логически связанны и составляют цельную вашу картину мира. Вы видели чтобы кто-нибудь после стольких лет обучения просыпался вдруг ночью в размышлениях, как накормить черепаху, на которой стоит слон, на котором держится плоская земля, а то недовольство черепахи приведет к тому, что солнце начнет вращаться вокруг луны, а земля будет двигаться сама по себе равномерно из стороны в строну, где-то сбоку? После школы, читая книги, смотря телевизор, пользуясь Интернетом, общаясь с людьми вы может быть увеличили количество фактов которые вы знаете с 200 тысяч до 300 тысяч. Вероятно после школы вы закончили какое-либо учебное заведение, и может быть сейчас в вашем багаже 400 тысяч фактов.
Вам желательно тренировать ваш мозг изучая научный образ мышления, читая для начала, например, популярные научные книги.
Вообще, качество жизни человека напрямую зависит от уровня его образования.