
Нейролингвистическое программирование – сравнительно молодое направление психотерапии, при этом успевшее обрасти таким количеством мифов, что другим направлениям психологии и психотерапии и не снилось. Почему же именно НЛП приписывают мистические свойства и возводят его в ранг сверхтехнологий? Действительно ли НЛП может изменить нашу жизнь, помочь завоевать симпатии, стать инструментом программирования поведения окружающих или это все выдумки, не имеющие ничего общего с реальностью? В этом нам и предстоит сегодня разобраться.
Почему НЛП?
Открою тебе страшную тайну: и ты, и я, и вообще все люди функционируют на двух уровнях. Первый – нейрологический, он же физиологический. И второй – лингвистический, он же сознательный уровень слов, названий и определений. Вот откуда появилось определение: нейролингвистическое. Теперь разберемся, почему программирование, а не, скажем, нейролингвистическая гимнастика. Как ты догадываешься, здесь есть кое-что общее с такими языками программирования, как С++ или Delphi. Программирование – это искусственный язык, предназначенный для записи алгоритмов. Из известных тебе методов и классов того или иного языка ты пишешь свою уникальную программу. Так вот в нейролингвистическом программировании все то же самое. При помощи известных и когда-то описанных паттернов (в переводе с англ. – шаблон, образец, клише), которые приводят к успеху, ты можешь программировать свое поведение и влиять на поведение окружающих. И никакой мистики или насилия над личностью. НЛП предлагает изменять сиюминутное или долгосрочное поведение человека, но не саму личность.
Калибровка
Когда мы занимаемся калибровкой чего-либо, скажем, двигателя в автомобиле, то мы должны знать исходную точку, относительно которой осуществляется калибровка. И в НЛП, прежде чем осуществлять какое-то воздействие, необходимо понять текущее состояние собеседника и относительно этого состояния оценивать все его последующее поведение. В калибровке важно найти исходное (нулевое) состояние собеседника. В разные моменты времени у человека может быть разное нулевое состояние, что уникальным образом выражается во внешнем поведении. Каждому состоянию свойственна определенная жестикуляция, мимика, тон голоса, темп и даже ритм речи. И в калибровке нам важно замечать эти состояния и запоминать их невербальные проявления. То есть исходное состояние – та самая точка отсчета, а любые изменения – это то, что нас будет интересовать.
Помнишь, мы с тобой уже говорили о такой вещи, как соответствие вербальных сигналов и не вербальных, – это так называемая конгруэнтность (взаимное соответствие между тем, что человек делает и тем, что говорит). Несогласованность сигналов уже сама по себе говорит о том, что обсуждаемая тема является значимой или болезненной для нашего собеседника, и с этим уже можно работать. Самая большая ошибка в трактовке конгруэтности/неконгруэнтности заключается в шаблонном приписывании стандартных объяснений невербальным сигналам. Например, если у человека покраснело лицо, это не обязательно означает, что у него повышенный эмоциональный фон. Возможно, просто проблемы с давлением. Об этом всегда нужно помнить.
Если ты хочешь стать хорошим НЛПишником , то важно научиться сканировать не сам свершившийся факт покраснения лица, или факт скрещенных на груди рук, а момент перехода человека из одного состояния в другое. Собеседник еще только дернул плечом, а ты уже изменил свое поведение, уже ведешь его в другую сторону. Отслеживание изменений относительно того или иного состояния и есть суть калибровки. Если ты поздно пришел домой, не позвонив предварительно родителям, то, заходя в квартиру, тебе не нужно быть НЛП-мастером, чтобы понять изменившееся эмоциональное состояние матери и отца относительно их обычного (нулевого) состояния и скорректировать свое поведение, стратегию, если хочешь. Это и есть самый простой пример калибровки. А научиться отличать все нюансы состояний относительно разных нулевых точек, да еще и у незнакомых людей – это уже искусство. Овладеть им тебе вполне по силам, если будет желание.
Подстройка или загадочный раппорт
Раппорт состоит из трех процессов: калибровка (о ней ты уже знаешь), подстройка и ведение (воздействие на поведение). Подстройка – это заимствование деталей поведения (позы, мимики, интонаций и т.д.) другого человека с целью создания или усиления раппорта. Именно при помощи подстройки ты достигаешь состояния раппорта. Обнаруживал ли ты когда-нибудь, что, разговаривая с понравившейся тебе девушкой, невольно копируешь ее позу? Это подстройка по телу произошла автоматически, без усилий с твоей стороны. Твоя задача научиться делать это осознанно, причем не только с теми, кто тебе нравится, а со всеми, с кем тебе нужен раппорт, с теми, на чье поведение ты хочешь научиться влиять. Итак, для достижения раппорта мы с тобой будем использовать подстройку, как метод достижения сходства. Бывают подстройки по телу, по ритму и дыханию, по убеждению и ценностям, по ключевым словам – и много других разных и интересных подстроек. Расскажу про некоторые из них.
Подстройка по телу
Один из распространенных мифов в НЛП – это миф о точном и обязательном копировании позы собеседника. Однако на самом деле суть подстройки по телу заключается не столько в копировании позы, сколько в напряжении тех же групп мышц, что и у твоего собеседника, в удержании того же центра тяжести. При этом важно выполнять подстройку с меньшей интенсивностью, чем оригинальные действия собеседника. Например, девушка рассмеялась, ты только улыбнулся. Босс закинул ногу на ногу, ты лишь скрестил щиколотки. И так далее.
Подстройка по дыханию
На 100% копировать дыхание партнера, опять же, ни к чему. Твоя задача попасть на начало вдоха и конец выдоха. Скажем, если на четыре дыхания собеседника приходится лишь два твоих, то важно, чтобы начало и конец цикла ваших дыханий совпадали. Подстройка по дыханию приближает тебя к физиологическому состоянию собеседника. Самый яркий пример такой подстройки можно увидеть у непьющего человека в пьяной компании. Вроде и не пил, а состояние нетрезвое.
Подстройка по убеждениям
Демонстрируя собеседнику, что ты разделяешь его основные ценности, ты совершаешь подстройку по ценностям. И это уже не низкоуровневые подстройки по телу-дыханию. Задача сложнее и тоньше, требует некоторой гибкости мышления и взглядов. Давай посмотрим на примере, как это работает. Допустим, одной из ценностей твоей девушки является точка зрения: «Взлом – это плохо». Учитывая, что для подстройки тебе нужно согласиться, а сделать это трудновато – посмотри, что в ее фразе вызывает сопротивление. Слово: «плохо»? Отлично. Давай заменим на «иногда плохо». Получим: «Взлом – это иногда плохо». С этим уже легче согласиться, правда же? Таким образом, то, с чем нам трудно согласиться, необходимо расширить, обобщить или, наоборот, сузить, и тогда ты демонстрируешь девушке, что ты с ней согласен, не нарушаешь ее ценностей, но остаешься совершенно искренним. Вот ты уже и подстроился. И даже если собеседник говорит полный бред, мы можем себе позволить соглашаться, пока из этого бреда не вытекают действия лично нам неудобные. А тогда уже важно направить разговор в нужное русло или, другими словами, включить третий процесс раппорта: ведение.
Больше слов или речевое воздействие
Большинство людей привыкло искать смысл в том, что им говорят. И если ты разговариваешь с девушкой о любимом журнале ][акер, то, конечно, полезно погрузиться в процесс общения, вслушиваясь в смысл каждого слова. А вот если ты предполагаешь, что решаются какие-то ключевые вещи во взаимоотношениях, то необходимо отделять смысловые псевдозначения слов от взаимодействия, при котором люди друг от друга хотят каких-то поведенческих изменений. Все время спрашивай себя: зачем мне сейчас это говорят? Чего от меня хотят? Поступая так, ты как бы дистанцируешься от «смысла», обращаешь внимание лишь на то, чего теми или иными словами хочет добиться от тебя собеседник, какую именно поведенческую реакцию он хочет вызвать. Сегодня мы с тобой будем учить, что слова – это не всегда смысл, они инструмент для изменения поведения другого человека.
Как ты думаешь, кто наполняет смыслом и содержанием слова? Тот, кто говорит? А вот и нет! Смысл в них вкладывает тот, кто слушает, твой собеседник, любимая девушка. Несомненно, ты вкладываешь в свою речь «смысл» – но тот, для кого ты ее произносишь, вкладывает в нее свой собственный смысл. Представь, сидите вы в ресторане с девушкой и едите лягушачьи лапки. Ты ей говоришь: «что-то у лапок этих, лягушачьих, вкус специфический». В слово «специфический» ты мог вложить любой смысл, и, поди разберись, хороший вкус у лапок или плохой? На что получаешь ответ: «ага, специфический, по вкусу как резиновая курица» – девушка вложила свое понимание специфичности вкуса и даже приблизительного его описала. Сейчас нам с тобой нужно принять за аксиому: важно не то, о чем говорят, а то, зачем говорят, с какой целью. Если ты хочешь влиять на людей и при этом не вестись на влияние других и контролировать ситуацию, все время держи в голове вопросы: зачем он мне это сказал? Чего хочет от меня добиться?
«- Милый, ты ничего не замечаешь?
- Нет.
- Это же просто неприлично!
- Дай же мне посмотреть телевизор, что я неприличного делаю?»
Дама убегает в слезах и потом неделю с тобой не разговаривает. И обрати внимание, помог тебе смысл сказанных ею слов? А если в самом начале разговора держать в голове вопросы: «зачем она мне это говорит и какого действия ждет?», можно было проконтролировать ситуацию и добиться иного эффекта. Вот то-то и оно.
То, что наши с тобой собеседники вкладывают какой-то свой «смысл» в слова, нам на руку. Можно использовать это как инструмент. Каким образом? Очень просто. Например, используя неопределенные имена, можно говорить такими фразами, когда ничего конкретного не сказал, а всем все понятно, каждый додумал (вложил) свой смысл. И нам удобно, и им хорошо.
Прием использования неопределенных времен
«Дима и Костя, два первоклассных хакера, используют разные методы взлома, метод Димы в 100 раз лучше метода Кости», или «Некоторые хакеры используют разные методы взлома, кое-какие из этих методов гораздо лучше прочих». В первом случае тебя ждет ожесточенный спор о том, какой же именно метод Димы лучше, да еще и в 100 раз, и где факты и доказательства? Во втором же случае спорить не о чем, утверждение не вызывает сопротивления со стороны собеседника, слишком неконкретное, но зато какое логичное. Используя слова, которые ничего не значат, ты делаешь речь более содержательной, давая возможность собеседнику додумать смысл неопределенных имен и, конечно же, согласиться с твоим утверждением. А нам того и надо.
Прием использования модального оператора
Если ты хочешь обойти сознание собеседника, подкрасться, так сказать, с тыла, используй такие слова, как: «можно, возможно, может быть, могут, можешь». Формулировка «Ты не можешь позволить себе диктовать мне условия» фактически означает: «Ты не должен диктовать мне условия». Используя словоформы возможности, ты можешь формировать неоспоримые высказывания. «– Моя девушка практикует методы взлома? – Нет. – Моя девушка может практиковать методы взлома? – Конечно» (получилось неоспоримое высказывание, ведь потенциально такая возможность существует). Сравни: «Я утверждаю, что все мужское население мечтает попасть на страницы журнала ][акер» и «Возможно, все мужское население мечтает попасть на страницы журнала ][акер». Добавили слово «возможно» и уже получили неоспоримое утверждение. Разговаривая с собеседником в рамках допущения возможности, мы заранее предупреждаем спор. Если человек начнет спорить, ты можешь аргументировать, что говорил лишь о возможности.
Прием использования эмоциональных оценок
Эмоциональные оценки чего-либо или кого-либо ничего не прибавляют к фактическому состоянию дел, но оставляют осадок, как в анекдоте: «Ложечки-то нашлись, а осадок остался». И эмоции хорошо отвлекают от недостающей в разговоре информации. Например, утверждение: «Она всегда за себя постоит». Первый собеседник подумает, какая молодец, сможет дать отпор. Второй подумает, она мужеподобная и не женственная, это плохо. Третий еще что-нибудь свое подумает. А если утверждать: «Она храбрая, смелая, решительная». То каждый, кому ты это сказал, представит что-то свое («она сумеет за себя постоять», «она решительно берется за сложные задачи»), но все испытают одинаковые эмоции. Поэтому, правильно используя оценки в своих высказываниях, ты можешь влиять на эмоциональный отклик у собеседника в зависимости от того, какой отклик тебе нужен. Фраза: «Игра футбольной команды в этом сезоне гадка и омерзительна» совсем не равна фразе: «Несколько неудачных игр футбольной команды в этом сезоне немного меня огорчают». То есть с помощью оценок ты можешь направлять эмоциональное состояние собеседника в нужное тебе русло.
Тактические приемы или магия языка
Все описанные выше приемы направлены на создание атмосферы согласия, изменение мировоззрения слушающего и внушение. Но бывает и так, что во время общения тебе не нравится тема разговора, нечего сказать или не хочется оправдываться. Тогда становятся необходимы тактические, гибкие приемы ухода от вопроса обсуждения. Существуют три способа ненавязчивого ухода от темы, а именно – говорить о большем, о меньшем и о другом.
О большем
Собеседник говорит о малом, говори с ним о большем. То есть он тебе о мебели, ты ему о квартире.
«- Какая несуразная мебель!
- В этой квартире много несуразной мебели, я впервые вижу такую странную квартиру…» (и все, дальше ты говоришь о квартирах, произошла смена темы).
О меньшем
Собеседник говорит о большем, говори с ним о меньшем. Например, она тебе о платье, ты ей о пуговицах.
«- Какое кошмарное платье мне подарила мама!
- А, по-моему, эти пуговицы на платье весьма интересны, отвечают последней тенденции в моде» (дальше ты про пуговицы и модные тенденции, смена темы произошла).
О другом
Собеседник тебе про ежа, а ты ему про зайца. Можно использовать весьма наглый прием, не выкручиваться внутри темы, а сразу ее сменить.
«- Что ты можешь сказать о своих постоянных опозданиях на свидания?
- Я умело распоряжаюсь своим временем, многие удивляются, как мне это удается…» (резкая смена темы в нужном нам русле).
Самопрограммирование
Самопрограммирование – это воздействие на самого себя, управление своим телом и внутренним миром. Какие тебе от этого бонусы? Например, у тебя плохое настроение, ушла любимая девушка, друг наорал или еще какая-то неприятность случилась. Самопрограммирование позволяет менять собственное восприятие ситуации, выйти из некомфортного состояния. Одна из простейших техник заключается в переключении внимания с одного на другое, как переключение телевизионных программ. Расскажу, как это делать. Когда тебе очень хорошо, запомни свой рисунок дыхания (тип дыхания) или определенные ощущения (тепло по телу, приятное покалывание, etc). И когда тебе понадобится выйти из неприятного переживания, то установи запомнившееся в радостном состоянии дыхание, сосредоточься на ощущении теплоты по телу. Ты волен выбрать нужное состояние и сосредоточиться на нем, и пусть кто-то там кричит за кадром, нас это уже не очень волнует. Давно известно, если запомнить дыхание состояния, когда ты уверен, что что-то хорошее случится, то потом, переключаясь в это состояние, ты увеличиваешь вероятность возникновения того, что нужное сбудется. Если станет интересно разобраться подробнее, об этом много написано у Джона Гриндера и Джудит Делозье. Техник самопрограммирования много. Можно работать даже со своим бессознательным и достигать невероятных результатов. Но об этом уже в другой раз.
Напутствие
Как бы ни хотелось сделать статью резиновой, а уместить все методики и приемы НЛП не получится. Многие люди знают об НЛП, но профессионалы отличаются от этого большинства тем, что они не только знают, но и применяют эти знания. Чего и тебе желаю. Как итог всей статьи, у тебя в голове должна была отложиться некоторая формула эффективного влияния: откалибровать, подстроиться, вести и снова откалибровать, а далее по циклу. Похоже на танец, только не с бубном, а в паре с девушкой. Ведет всегда мужчина, а выглядит танец как сотрудничество мужчины и женщины. Так и в НЛП, ты ведешь, но стремишься, чтобы общение выглядело как сотрудничество с максимально добровольным участием партнера. А остальное дело техники.
Ритмы мозга и раппорт
Картина поведения человека отражает ритмы работы его мозга. Внешние признаки, как то – движение глазных яблок, частота моргания, дыхание, скорость речи, движения рук, смена поз, являются индикаторами частоты ритма, согласно которому работает в этот момент нервная система человека. Подстройка под ритм собеседника приближает нас к идеальным условиям восприятия им наших слов. Когда соответствие ритмов достигнуто, можно понижать активность партнера, замедляя ритм собственного поведения (частоту дыхания, скорость речи и т.д.). Со стороны партнера произойдет неосознанное подражание. В стволе головного мозга вашего собеседника в этот момент выделяются специальные вещества, что в итоге приводит к ослаблению синоптических связей, облегчая восприятие новой информации (внушений).
Зарождение НЛП
В начале 70-х годов будущий создать НЛП, Ричард Бэндлер, будучи студентом математического факультета в Калифорнийском университете в Санта Круз, вдохновленный беседами с другом семьи, которому было известно множество современных новаторских терапевтических школ, решает изучать психологию. После тщательного ознакомления с методами работы ведущих терапевтов Бэндлер открыл для себя, что, если в точности воспроизводить успешные шаблоны поведения, можно достичь эффективных результатов в собственной работе с людьми. Это открытие и стало основой революционного подхода в НЛП, названного Копированием Человеческого Совершенства.