Культ РаджниIIIа (Ош0)
Называвший себя "основателем Единственной религии" РаджниIII был сыном состоятельных родителей. Он получил высшее образование, преподавал философию в индийских университетах. Бхагван Шри РаджниIII, также известный как Ош0 ("океанический", "растворенный в океане") и ачарья ("учитель") - одна из наиболее ярких и неоднозначных личностей в религиозной истории XX века, являющийся просветленным мастером для одних (своих адептов) и скандально известным разрушителем древнеиндийских традиций и верований, "духовный террорист" и "секс-гуру" для других.
Одна из активнейших последовательниц Ош0 в Москве - Попова Наталья Павловна,1951 г.р.
Месторасположение центров.
Штаб-квартира движения - OSH0 Commune International, 17 Koregaoh Park, Poona MS India.
Центры Ош0, возглавляемые саньясинами, одетыми в красные и оранжевые одежды, были образованы в 22 странах, в том числе в США, Индии, Англии, Франции, Канаде, Японии, России и других странах.
В России - в Санкт-Петербурге, Воронеже (действует с 1996 г. под названием "Танtра Йога") и Москве.
Известно, что культ (в лице Поповой Н.П. и др.) проводил занятия в средней школе N984 г.Москвы.
Численность адептов.
К 1984 году РаджниIII собрал около 350 тысяч последователей, средний возраст которых был 34 года [12].
Точных данных по России нет. Известно лишь, что в Воронеже - 30- 35 последователей Раджниша.
Характеристика.
Культ Ош0 (РаджниIIIа) классифицирован как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:
Вербальной ноте посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995г.[3];
Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций" [4];
Инициативном письме - депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997г.);
Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим". 1996 г. [17];
книге А.И.Хвыли-Олинтера "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" (1996 г.) [11].
По оценкам [2], культ РаджниIIIа является одним из наиболее разрушительных для сознания адептов. Техника внутреннего роста в культе кроется в том, что духовный рост адепта ставится в прямую зависимость от приближения и привязанности к личности гуру. Все это сопряжено с идеей якобы личной выгоды. В подтверждение этого ниже приведен отрывок из письма матери адепта РаджниIIIа: "Обращение к Вам - единственная надежда спасти сына. Дело в том, что сын попал в сети "Центра ОШ0 РаджниIII". В этом. так называемом "центре", под видом медитации применяют методы психического воздействия на волю человека. Мой сын полностью подчинился воле руководителя этого центра и перешел в его полное распоряжение... В настоящее время сын нигде не работает, ведет паразитический образ жизни. который до встречу с-последователями РаджниIIIа ему был несвойственен. От меня он требует: чтобы я убиралась из квартиры... Я глубоко уверена, что мой сын, находясь теперь под воздействием психоэнергетических средств. способен, вопреки своему желанию, совершить действие, неподвластное рассудку и здравому смыслу".
Как сообщалось в прессе времен основания центра в Пуне, некоторые посетители коммуны возвращались с рассказами о сексуальных оргиях и употреблении в общинах Ош0 наркотиков. Некоторые исследователи считают, что к практикам Ош0 вряд ли применимо слово "оргии", так как РаджниIII не разделяет проявления жизни на положительные и отрицательные, подобно многим индуистским культам, в доктрине Ош0 понятия добра и зла размыты.
Одна из широко применяемых в культе РаджниIIIа духовных практик - так называемая "динамическая медитация". Объясняется, что якобы с ее помощью "снимаются последствия предыдущего жизненного опыта. обретается энергия". Каждый сеанс начинается с хаотического дыхания под удары барабана. За счет сопровождающей такое дыхание гипервентиляции легких человек пьянеет от избытка кислорода. Ему советуют кричать, кататься по полу, делать любые непроизвольные движения. Особое состояние, переживаемое при этом человеком, объясняется как нечто таинственное, возможное только благодаря некоему секрету, которым обладает гуру. На самом же деле, по мнению профессора доктора Маргарет Тейлер Сингер (Калифорнийский университет), это явление имеет четкое физиологическое объяснение и представляет собой не более, чем трюк [2].
В культе РаджниIIIа вместе с гуру работали профессионалы- психотерапевты. Руководители внушают людям, что человек сам виноват в своем предыдущем мучительном состоянии, поскольку он якобы был неадекватен в своем поведении. Через несколько дней "излечения" люди теряют способность размышлять сами, они становятся людьми без собственной биографии, "существующими здесь и сейчас". Теперь они готовы принять "новую доктрину". Особенно эмоционально воспринимают гуру женщины-адептки, их в культе - большинство. Религиозный обряд выглядит примерно так. РаджниIII выкрикивает слова: "Жизнь! Смерть! Отчаяние! Счастье!" Они смешиваются, и в конечном счете это означает - "ничто". Это бормотание доводит учеников до транса, похожего на медитацию. В этом состоянии у человека практически отсутствует рассудительность, человек находится вне реальности [2].
Становясь саньяsином (монахом) в культе РаджниIIIа. человек полностью лишается собственной воли. Поэтому саньяsины могут существовать только в группах, подчиняясь воле руководителя. Культ характеризуется особой фанатичной преданностью адептов даже на фоне остальных деструктивных культов. Например, когда РаджниIII намекнул, что женщина, обремененная детьми, не может достигнуть просветления, тут же в культовом центре Лагуна-Бич многих саньясинов-женщин стерилизовали [2].
В своих культовых обрядах РаджниIII нередко вводил своих адептов в состояние нирваны (в переводе с санскрита "блаженство", "озарение") с помощью наркотиков, а отдельные сеансы медитаций в аIIIрамах "святого человека" заканчивались драками и поножовщиной. Бывали случаи, когда сектанты, обезумев от причитаний БXагвана и от наркотиков, ломали друг другу руки и ноги [1].
Психиатр Бэтти Тилден (Великобритания) считает, что без помощи медицины адепты культа РаджниIIIа не способны вернуться к нормальной жизни. Психотерапевты, работавшие на РаджниIIIа, были людьми холодными, расчетливыми и безжалостными. Для РаджниIIIа жизнь и здоровье его последователей ничего не стоили: "Меня не интересуют наши возможности. Если вам плохо, значит так должно быть. Все это делается во имя любви..." [2].
Заявление адепта культа, тридцатилетнего пермского врача: "Мой внутренний опыт, духовная радость, пережитая мной, свидетельствуют о том, что путь к истинной свободе лежит через освобождение человека от голоса совести. Голос совести в человеке - это голос дьявола" [2] только подтверждает, что культ можно вполне уверенно отнести к разряду потенциально наиболее опасных с точки зрения возможного участия в организации антисоциальных акций, в том числе, и террористических актов.
Тэл Брук, бывший посвященный индийского гуру Сатьи Саи Бабы, после посещения Пуны так описал свои впечатления [12]:
"Предмет ужаса и обожания в средствах массовой информации, РаджниIII создал образ "нового человека", отвергающего все нормы и традиции. Человек, по мнению РаджниIIIа, есть гедонистический бог, не зависящий ни от чего (кроме как от внутреннего голоса РаджниIIIа) и свободный придавать космосу любой облик в зависимости от своего желания. Это господствующий искатель удовольствий, сущий в самом себе, никому ничего не должный. Семья проклята, дети - обуза. Пока "неосаньясин" имеет деньги, он бешено развлекается. Затем интерес к нему исчезает. Убийства, изнасилования, таинственные исчезновения людей, угрозы, поджоги, взрывы, брошенные дети "аIIIрамовцев", просящие милостыню на улицах Пуны, наркотики - все это в порядке вещей у дивных гибридов в красном, которые считают себя дерзновенными первооткрывателями нового смысла "любви". Христиане, работающие в психиатрической больнице Пуны, подтвердят все сказанное, не забыв упомянуть о высоком уровне психических расстройств, связанных с тем, что аIIIрам забрал в свои руки политическую власть и жаловаться на него некому".
В начале 1981 года появились сообщения об угрозе для жизни РаджниIIIа. В аIIIраме ввели строгий режим, всех входящих обыскивали на предмет оружия. Был совершен поджог магазина, а недалеко от медицинского центра аIIIрама произошел взрыв. По словам представителей культа, покушение на гуру в феврале заставило администрацию аIIIрама ускорить уже начатый прежде процесс поиска новой штаб-квартиры. По сообщению журнала "India Today" [16], "полиция и власти города Пуна единодушны во мнении, что инциденты были спровоцированы последователями РаджниIIIа", потому что "последние две недели расследования показали, что РаджниIII ФауHдэйшн по уши увязла в неоплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели, кражах и в уголовных делах на членов секты, расследование которых к моменту ее ухода из города не было закончено" [16].
В 1981 г. правительство Индиры Ганди лишило аIIIрам Бхагвана права считаться религиозной организацией [10]. Консульство США в Бомбее выдало Раджнишу визу, и 1 июня 1981 года, распродав имущество ашрама и захватив с собой 17 самых преданных учеников, он тайно вылетел в Нью- Йорк. После того, как Раджниш покинул Пуну, его приверженцы распространились по Западу, задавшись целью основать по всей Европе "священные города", которые планировалось сделать самоокупаемыми и которые должны были стать альтернативой обществу, являясь образцами "саньясы". В США были предприняты усилия создать модель "святого города", управляемого самим "учителем". 10 июля 1981 года центр медитации "Чидвилас Раджниш" в Монклере (Нью-Джерси) приобрел у инвестиционной компании из Амарильо (Техас) ранчо Биг Магди за 6 млн. долларов (из них наличными - 1,5 млн.). Его территория недалеко от Мадраса (штат Орегон) занимает более 100 квадратных миль. Также центру удалось снять в аренду 14889 акров в том же районе у Американского бюро земельного хозяйства [12].
Вскоре в Биг Магди собрались две сотни последователей РаджниIIIа из 16 европейских стран, чтобы уже в сентябре восторженно поприветствовать учителя в его новом доме. Еще через некоторое время были преданы огласке намерения построить "первый просвещенный город в Америке" под названием РаджниIIIпурам (город РаджниIIIа). 4 ноября 1981 года комиссия графства Васко проголосовала с двойным перевесом голосов за то, чтобы в мае 1982 года провести референдум по вопросу, можно ли считать хозяйство Биг Магди городом. Голосуют в подобных случаях лишь местные жители, а в данном случае - последователи Раджниша, и результат предугадать было нетрудно: 154 голоса за появление города РаджниIIIпурам и ни одного против [12].
За короткое время в пыльной степи штата Орегон, недалеко от провинциального местечка Энтелоуп, на заброшенном ранчо "Биг Магди Ранч" был создан оазис западной цивилизации: аэродром, комфортабельный отель с казино, торговые улицы, рестораны. Пролегли дороги со специальными автобусами, курсирующими по указанным "святым человеком" маршрутам. Это "чудо" было создано трудом 6000 приверженцев Раджниша, а также на деньги 500 тысяч так называемых адептов- гастролеров, живущих вдалеке от гуру, но регулярно приезжавших в Орегон для общения со своим лидером и переводившими на его счет внушительные суммы. Состояние БXагвана постоянно росло. "Я - гуру богатых. Существует достаточно религий, которые занимаются бедными, мне же оставьте заниматься богатыми",- говорил Бхагван. Состояние Бхагвана РаджниIIIа приближалось к уровню в 200 миллионов долларов, не облагаемых налогами, четыре самолета, вертолет и 91 "роллс-ройс" [10].
"Мы хотели бы. чтобы у него было 365 "роллс-ройсов". Новая машина - на каждый новый день в году ", - доверительно сообщила корреспонденту журнала "Фигаро" фанатичная последовательница "пророка" [9]. В одном из этих роскошных автомобилей БXагван совершал свой ежедневный объезд паствы. Ровно в 14 часов 30 минут гуру самолично садился за руль и медленно, торжественно дефилировал вдоль живой стены из своих адептов, выстроившихся по краям так называемой "дороги нирваны". Они почитали за счастье лицезреть своего кумира, задрапированного в изумрудного цвета хламиду, и бросали розовые лепестки под колеса его автомобиля [10].
С самого начала попытки культа создать рай в орегонской пустыне вызвали ожесточенное сопротивление. Законность возникновения нового города подверглась сомнению по двум причинам: во-первых, был нарушен пункт Конституции о разделении государства и церкви и, во-вторых, решение комиссии графства Васко о референдуме нарушило законы о землепользовании штата. Возникла угроза демонтажа большинства строений. В качестве меры предосторожности на случай решения о демонтаже Раджнишпурама и чтобы показать, что культ имеет влияние среди муниципальных служб и властей, раджнишисты официально заняли близлежащий городок, решив переименовать его из Энтелоупа в Раджниш [12]. Воспользовавшись тем, что, по местному законодательству, достаточно прожить на территории штата 22 дня, чтобы получить право голоса на выборах в местные органы властей, гуру решил увеличить количество избирателей в Энтелоупе за счет своих последователей. В Нью-Йорке, Сан- Франциско и других крупных городах Соединенных Штатов сторонники БXагвана начали зазывать в аIIIрам алкоголиков, бродяг, наркоманов. Все это продолжалось вплоть до выборов мэра городка [1]. Операция "подели жилище с ближним", проведенная РаджниIIIем, собрала таким образом в г.РаджниIIIе 3500 человек [12]. Последователи БXагвана проголосовали за нужного гуру человека, и Энтелоуп был переименован в Раджниш.
Большинство из сорока исконных жителей Энтелоупа, в основном пожилые люди, подверглись постоянному надзору полицейских сил саньяsинов, были обложены налогом в пользу секты и были вынуждены лицезреть в городском парке учрежденный городским советом, полным раджнишистов, нудистский пляж. Они предпочли сдаться и выехать из города. Город рос по мере того, как последователи РаджниIIIа скупали имевшиеся дома и строили новые [12].
А в это время Американская служба иммиграции продолжала расследование по подозрению в нарушении иммиграционных законов и соответствующих уголовных норм членами организации "РаджниIII ФауHдэйшн Интернэшнл". Более 30 раджниIIIистов, включая руководство, подозревались в фиктивных браках граждан США с зарубежными гражданами [12,14].
Бездомные и алкоголики, сделав свое дело. могли уходить. Личной гвардии гуру (его охранял целый отряд специально обученных боевиков, вооруженных не только стрелковым оружием, но и боевым вертолетом с ракетами) был дан приказ разогнать подозрительную компанию. Однако бродяги не спешили покидать ими же самими провозглашенный г.Раджниш. Батрачить на гуру они тоже не собирались. Скрепя сердце, гуру вынужден был согласиться на то, чтобы они остались среди его паствы. А в окрестностях новоиспеченного Раджнишпурама-Раджниша стали происходить странные события. Несколько раз полиции штата пришлось расследовать весьма схожие по почерку преступления: люди как будто засыпали, умерщвленные неизвестным ядом. Причем все жертвы были из числа недавно появившихся приверженцев БXагвана, принимавших участие в голосовании. Их трупы находили в разных местах, но только не в самом Раджнишпураме. Полиция по понятным причинам заподозрила гуру и его сподвижников. Почувствовав опасность, БXагван решил устраниться от светских дел и принять обет молчания [10].
В то время, как РаджниIII устранился от дел коммуны, приняв обет молчания, группа его ближайших помощников творила беззакония. Получили известность крупные финансовые скандалы в руководстве организации [5].
Четыре года "святой" молчал. Посредником его общения с миром стала IIIила $ильвермэн - его верная последовательница. Она жесткой рукой руководила аIIIрамом, регулярно собирала дань с сектантов и, конечно, обеспечивала рекламу молчальнику поневоле, который продолжал выпускать брошюрки, призывающие к "свободе через сексуальность". Она лично возглавила воинство аIIIрама, насчитывающее в своих рядах около 100 человек. Когда же окрестные фермеры попытались призвать обитателей РаджниIIIпурама к соблюдению христианской морали или хотя бы элементарных норм человеческого общежития, Шила пригрозила убийством пятнадцати фермеров за каждого одного последователя РаджниIIIа, заявив. что скоро весь Орегон будет называться РаджниIIIпурамом: "Чтобы добиться этого, я готова каждый бульдозер, идущий на снос этого мира. окрасить своей кровью!" [8,14]. Под воздействием общественного мнения полиция, а потом и ФБР возбудили дело против секты Бхагвана. РаджниIII решил заговорить, однако было уже поздно [1].
Около четырех десятков следователей ФБР вели расследование непосредственно в РаджниIIIпураме. Ими были обнаружены склады оружия. лаборатории по производству наркотиков, которые регулярно добавлялись в пищу сектантам, тщательно закамуфлированный подземный ход для бегства гуру в случае чрезвычайных обстоятельств [1].
27 октября 1985 г. РаджниIIIа взяли под стражу в аэропорту города Шарлотт в штате Северная Каролина, куда собственный самолет БXагвана приземлился для заправки горючим. РаджниIII и восемь его приближенных якобы летели на Бермуды.
Незадолго до разоблачения "верховная жрица" IIIила Sильвермэн, почуявшая, что над ней сгущаются тучи, сочла за благо перебраться со своей личной охраной и очередным мужем в Западную Европу. Пока "святой" бил в набат и собирал свои поредевшие ряды, IIIила сняла со счета аIIIрама в швейцарском банке 55 миллионов долларов и исчезла. Какие только обвинения не выдвинул БXагван в адрес своей недавней единомышленницы. Оказывается, она пыталась отравить жизнь личного врача "святого", покушалась на жизнь самого гуру, убивала бродяг, тела которых полиция находила в окрестных полях... "Верховная жрица" тоже не бездействовала. Когда в Штутгарте "Интерпол" выследил Шилу и ее банду, миссис Sильвермэн охотно начала исповедоваться: "БXагван - это избалованный ребенок, который не может дышать без ежемесячных 250 тысяч долларов карманных денег. Это гений по использованию людской доверчивости, наркоман, не способный жить без "валиума". История его жизни - сплошное жульничество. И я была соучастником этой аферы. Он и я, мы составляли великолепную пару ловкачей" [10,18].
Скоротечный судебный процесс, проходивший в Портланде (штат Орегон), закончился 14 ноября 1985 года. БXагван получил чисто символическое наказание: десять лет условного тюремного заключения плюс 300 тысяч долларов штрафа. Кроме того, БXагвана обязали в течение пяти дней покинуть пределы Соединенных Штатов [1,10]. После того, как РаджниIII был депортирован из США, он попытался остановиться в какой- либо стране, где были его последователи (а к тому времени по всему свету было уже около 300 раджнишевских центров), но 21 страна или запретила ему въезд, или депортировала его без всяких особых объяснений (как, например, Греция).
В середине 1986 года РаджниIII вернулся в Индию. В течение нескольких месяцев коммуна в Пуне возобновила и расширила свои психотерапевтические и медитативные программы, что нашло отражение в слове "Мультиверситет", которое РаджниIII выбрал в качестве общего названия для своих учений и практик.
К концу 80-х годов здоровье РаджниIIIа значительно ухудшилось. В последние месяцы перед смертью, если позволяло самочувствие, РаджниIII выходил к своим ученикам на "медитации музыки и молчания", а затем они просматривали видеозаписи его предыдущих бесед. РаджниIII умер 19 января 1990г.
С середины 80-х годов учение РаджниIIIа стало встречать активное противодействие общественных организаций. Призыв к полной свободе, дополненный весьма свободными взглядами Ошo на семью, брак, сексуальные взаимоотношения, вызвал бурю общественного неодобрения и оппозицию против него во всем мире, был воспринят как пропаганда вседозволенности.
----------
из справочника "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера". Взял отсюда:
http://forum4all.ru/index.php?showtopic=10358